Россия отходит от традиционной модели продаж в сторону мультиформата.
В последние годы в России активно набирает обороты интернет-торговля – ее рост исчисляется двузначными цифрами. Развитие физического ритейла, наоборот, несколько замедлилось. При этом все больше сетей начинают выходить в e-commerce и становятся мультиканальными.
Рынки уходят с рынка
Доля розничной и оптовой торговли в ВВП в 2011 году составила 19%. Оборот розницы в прошлом году составил 19,1 триллиона рублей, увеличившись на 7,2%, оптовая торговля выросла чуть меньше — на 4,6% до 38,3 триллионов рублей. Такие данные озвучил на Саммите «Торговля в России» Олег Сазанов, директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга РФ.
На прошедшем Саммите также были озвучены основные тенденции развития торговли в России в прошлом году. Среди них – сокращение доли ярмарок и рынков, которая по итогам 2011 года составила 11,5%, рост магазинных форматов, а также мультиканальных продаж. Как отметила директор по развитию бизнеса Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Илона Лепп, все большую популярность приобретает формат магазинов «у дома». «Большинство россиян совершают покупки ежедневно и только 30% закупаются на длительное время, — говорит г-жа Лепп. – Современному россиянину также важно, чтобы в магазине присутствовали как продовольственные, так и непродовольственные товары. При этом непродуктовые категории растут быстрее, чем продуктовые».
Еще одной ярчайшей тенденцией в российской торговле в прошлом году стал рост числа интернет-магазинов, а также развитие мультиформатной торговли.
Сети приходят в сеть
Оборот e-commerce в 2011 году (оценивается на уровне 300 миллиардов рублей), безусловно, не идет ни в какое сравнение с оборотом оффлайн-торговли, но по темпам развития опережает ее в несколько раз. По словам сооснователя онлайн-торгового центра Wikimart Максима Фалдина, темпы роста рынка e-commerce составляют 30-40% в год. Такие же данные приводит агентство PricewaterhouseCoopers (PwC).
В прошлом году рост ряда предприятий, осуществляющих онлайн-торговлю, составил более 100%. Например, по словам гендиректора Dostavka.ru Алексея Павлыка, рост компании в 2011 году составил 150%. Управляющий директор Private Trade E-commerce Services KupiVIP Владимир Холязников уверяет, что фэшн-ритейлер вырос на 200%, и в текущем году планирует вывести в онлайн более двадцати фэшн-брендов.
Продажи на рынке e-commerce увеличивает и оффлан-ритейл. Так, продажи онлайн-магазинов «М.Видео» и Svyaznoy.ru выросли по итогам 2011 года на 90% и 130% соответственно.
Недавно собственный интернет-магазин открыла X5 Retail Group. В нем представлены книги, электроника, бытовая техника, посуда, товары для дома и дачи, хозтовары, инструменты, игрушки, подарки и сувениры.
Что касается мультиканальной торговли, то, пожалуй, самым ярким запуском прошлого года стал старт проекта «Связного» — Enter. Основное отличие от уже существующих в России форматов заключается в количестве способов совершения покупок в сети, из которых потребитель может выбрать наиболее привычный и удобный. Это традиционная покупка непосредственно в магазине, оформление заказов онлайн или через контакт-центр, выбор и заказ товаров по бумажному каталогу, через мобильные приложения и мультитач-терминалы, установленные непосредственно в магазинах.
Наталья Малютина, Sostav.ru