Сервис «Битрикс24» совместно с агентством J’son & Partners Consulting исследовали текущую ситуацию и перспективы развития рынка удаленной занятости в России, существующие платформы и инструменты для планирования, организации и контроля деятельности удаленных сотрудников, а также возможный экономический эффект от перехода офисных сотрудников на дистанционный режим работы.
Результаты исследования показали, что каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тыс. рублей за год за счет снижения расходов. Также, по прогнозам J’son & Partners Consulting, в ближайшие 5 лет Россию ждет взрывной рост удаленной работы. Уже к 2020 году каждый 5-ый сотрудник компании будет работать удаленно. Совокупная экономия от этого перехода составит более 1 трлн. рублей.
В рамках исследования был проведен опрос руководителей компаний среднего, малого и крупного бизнеса в 15 регионах, которые имеют в подчинении удаленных сотрудников. Результаты исследования показывают, что работа вне офиса уже не воспринимается как «неполноценная», и руководители рассматривают ее как реальную альтернативу офисной. Об этом говорит уровень заработной платы, который компании готовы устанавливать для дистанционных сотрудников. В 68% опрошенных компаний размер зарплаты не зависит от того, в офисе работает сотрудник или нет, а в 12% компаниях дистанционные работники получают даже больше офисных.
Российские работники ментально пока больше тяготеют к офисному труду, а кроме того, не у всех есть возможность работать дома (на человека приходится лишь 10 кв. м жилья без учета аварийного и ветхого). Однако доля дистанционных работников будет расти, и вместе с ней увеличится экономический эффект от их деятельности.
Исследование выявило основные причины роста лояльности к удаленным сотрудникам:
— их высокий профессионализм и возможность обеспечить требуемый результат без повседневного контроля со стороны работодателя;
— сокращение издержек за счет расходов на аренду, организацию рабочего места, электроэнергию, командировочные, накладные расходы и др.;
— повышение производительности труда за счет организации рабочего процесса с учетом разницы в часовых поясах, возможности работы без отрыва от производства во время командировок, болезни, выездов на производственные объекты и возможность нанять больше сотрудников за счет высвободившихся финансовых средств;
— примерно четверть опрошенных полагают, что сотрудники, работающие вне офиса, выполняют работу более качественно;
— расширенные возможности для рекрутинга («большой рынок труда», «можно найти профессионала без привязки к местности», обеспечить работу сотрудников в декретном отпуске, привлечь людей с ограниченными возможностями);
— повышение мобильности и оперативности, возможность более гибкого подхода к формированию графика работы, что приводит к улучшению качества обслуживания клиентов.
Подавляющее большинство удаленных работников — это профессионалы, для которых самодисциплина не является проблемой. В первую очередь, это программисты — 51%, дальше — сотрудники служб поддержки клиентов (38%), дизайнеры (27%), аналитики (15%) и сотрудники финансового департамента (15%). По данным опроса, контроль рабочего дня дистанционных сотрудников осуществляет 59% компаний, но более половины опрошенных руководителей признались, что это лишь формальность.
По расчетам J’son & Partners Consulting, типовая компания из 10 человек при переводе половины сотрудников на дистанционную работу экономит 3% выручки только лишь за счет аренды офиса.
Экономия складывается из четырех факторов: отсутствия необходимости тратить время на дорогу (совокупная экономия 22 млрд. рублей), доступа к рабочему месту даже в период больничных отпусков (5 млрд. рублей), экономии на содержании офисного места (38 млрд. рублей без учета возможных доходов от сдачи в аренду высвободившихся офисных площадей и 64 – с учетом сдачи в аренду) и снижении затрат на оплату труда за счет расширении географии найма (3 млрд. рублей).
Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в масштабах страны составляет около 94 млрд. рублей в год. Это значительная цифра, с учетом того, что доля дистанционных работников в России пока не превышает 1% от общего количества рабочих мест против 34-36% в США (по данным McKinsey).
Для организации эффективной удаленной работы используется разнообразное программное обеспечение – от набора различных инструментов для решения отдельных задач до комплексных систем, позволяющих в одном сервисе объединить все необходимые функции. Такие решения зачастую разрабатываются самостоятельно либо заказываются компаниями под свои нужды.
Программное обеспечение является главным драйвером рынка удаленной занятости. Для контроля и постановки задач специализированное ПО применяют 54% руководителей. По популярности среди участников опроса разновидности софта распределяются так: системы работы с почтой и документами онлайн (67%), IP-телефония (52%), хранилище данных (50%), корпоративная социальная сеть (43%), мессенджеры (39%), далее идут системы управления проектами, CRM и «таск-трекеры». Также на рынке есть ряд комплексных сервисов, дающих возможность получить аналогичный набор возможностей для любых компаний.
«Битрикс24» — комплексный продукт компании «1С-Битрикс» для удаленных сотрудников — присутствует в каждом из сегментов. В большинстве сегментов (хранилища данных, корпоративные соцсети, CRM и «таск-трекеры») «Битрикс24» занимает уникальные позиции: самый большой его конкурент – самописное ПО. При этом потенциал «Битрикс24» и других комплексных продуктов очень велик: все потребности в ПО для удаленной работы в рамках единого решения реализуют лишь 12% компаний. В то же время 31% участников опроса отметили неудобство, связанное с использованием нескольких различных сервисов вместо одного решения.
Вне зависимости от бренда и разновидности, ПО играет ключевую роль в развитии рынка дистанционной занятости. Польза специализированных сервисов для дистанционной работы очевидна бизнесу. Исследование показало, что 83% компаний, использующих сервисы для организации работы сотрудников вне офиса, отмечают их влияние на экономическую эффективность бизнеса. При этом 19% оценивают это влияние как сильное, и 57% как среднее и только 7% как слабое.
В дальнейшем влияние этих сервисов будет увеличиваться. По мнению J’son & Partners Consulting, основанному на результатах опроса, основной фокус их развития находится даже не в сфере увеличения количества дистанционных работников, а в сфере оптимизации бизнес-процессов. Руководители задумываются о том, чтобы как можно больше функций сотрудник мог выполнять без привязки к офису, из любого места, где бы он ни находился. Грань между офисной и удаленной работой стирается, и присутствие на рабочем месте становится все менее важным. Так что будущую картину рынка ПО для дистанционной работы, скорее всего, будут определять комплексные сервисы, где есть все возможные инструменты для работы, а крупные компании часто будут сами разрабатывать подобные решения.
Светлана Водянова, генеральный директор J`son & Partners Consulting, говорит: «Большинство мировых HR экспертов отмечают, что дистанционная занятость – глобальный тренд на рынке труда. Те компании, которые в своей системе управления внедрят гибкое рабочее расписание (с возможностью работать из дома или любого другого удобного места хотя бы время от времени), сильно выиграют в привлечении и удержании высококлассных специалистов, которые, в свою очередь, будут ценить предоставленную возможность и более лояльно относиться к компании. От организации дистанционных рабочих мест выигрывает и бизнес за счет повышения операционной эффективности, и сотрудник за счет улучшения качества жизни и удовлетворенностью работой. Специальные комплексные программные продукты позволяют организовать удобную работу с дистанционными сотрудниками без потери контроля за результатом, обеспечивая при этом снижение затрат, и при правильном управлении проектной работой способствуют повышению эффективности бизнеса».