Рынок ВКС в России

Аналитики оценили объем российского рынка видеоконференцсвязи

По итогам 2022 года он составил $33,5 млн.

Аналитическое агентство компании-разработчика отечественного ПО НОТА (Холдинг Т1) проанализировало российский рынок видеоконференцсвязи (ВКС) по объему и числу внедрений за 2022 год. Объекты исследования: Реестр отечественного ПО и отраслевые рейтинги решений. Результаты были представлены на ежегодном форуме финансовых технологий FINOPOLIS 2023.

Предметами исследования стали 36 сервисов видеоконференцсвязи и их пользователи — более 4500 компаний, представителей различных отраслей экономики. Так, 86% ВКС-платформ — программные продукты российского производства, при этом 67% таких решений входят в Реестр отечественного ПО и, таким образом, могут использоваться госсектором и компаниями с госучастием. Оставшиеся 14% — решения зарубежных вендоров, которые продолжают использоваться бизнесом несмотря на уход разработчиков с рынка. Среди них Skype for Business, Microsoft Teams, Zoom, Polycom HDX, Cisco Jabber.

ТОП-3 отраслями с наибольшим количеством внедрений стали госсектор (21%), образование (15%) и ИТ (8%). Реже всего сервисы видеоконференцсвязи использует бизнес в ювелирной промышленности, космической отрасли и производстве офисных принадлежностей — менее 1% на каждую область.

Аналитики также разобрали функциональность каждого ВКС-сервиса по 74 параметрам. 100% решений имеют возможность демонстрации экрана и администрирования встречи, чаты, веб-версию и симметричную групповую видеосвязь — возможность одновременного использования видео и аудио. Однако лишь три системы соответствуют ФЗ-152 — Федеральному закону «О персональных данных».

«В начале прошлого года бизнес оказался в ситуации неопределенности: использование прежних сервисов стало невозможным, а внедрение новых затруднено из-за отсутствия необходимого функционала. Разработчики оперативно включились в гонку, и сейчас мы наблюдаем, как отечественный рынок ВКС совершенствует технологический стек и прогрессирует, наращивая функциональность, количество внедрений. Исследование аналитического агентства будет полезно как компаниям, которые только выбирают ВКС-сервис, так и разработчикам — для понимания функциональности конкурентов», — отметил Кирилл Булгаков, заместитель генерального директора Холдинга Т1, управляющий директор российского вендора НОТА (Холдинг Т1).

В процессе анализа специалисты также выявили технологические тренды развития систем:

—       Выход за рамки приложения для видеосвязи. Системы становятся более комплексными и наращивают функционал: добавляются мессенджеры, онлайн-доски для совместной работы, базы знаний.

—       Внедрение ИИ-помощников, преимущественно на основе технологий распознавания речи, NLP, LLM, Question Answering-моделей. Технологии помогают автоматизировать подведение итогов встреч (расшифровка и генерация протоколов встреч), упростить межкультурное взаимодействие (синхронный перевод и субтитры), повысить вовлеченность участников в совместные процессы.

—       Снижение усталости участников благодаря прогрессивному пользовательскому опыту (UX). Современные системы способны фильтровать ненормативную лексику, снижать посторонние шумы и обеспечивать пространственный звук. Помимо этого наблюдается общий тренд на совершенствование алгоритмов передачи сигнала (smart bitrate, packet loss prediction/compensation).

«По нашей оценке, объем российского ВКС-рынка по итогам 2022 года составил порядка $33,5 млн, что на 17% больше, чем в 2021 году. Отечественный рынок в текущих условиях, вероятно, будет развиваться быстрее глобального, который растет в среднем на 12–13% в год. Увеличение выручки можно объяснить окончанием периода тестирования выбранных решений, массовым внедрением ВКС в бизнес-процессы и ростом функциональности»,  — подчеркнула Анастасия Рыжкова, руководитель аналитического агентства компании-разработчика отечественного ПО НОТА (Холдинг Т1).

О компании

НОТА – мультипродуктовый вендор отечественного ПО, входит в Холдинг Т1. Создан в 2023 году на основе обширной экспертизы команд холдинга. Компания занимается развитием собственных программных продуктов и формированием внешней партнерской сети для дистрибуции и интеграции решений, востребованных в условиях технологического суверенитета. Создаваемое ПО ориентировано на корпоративный сегмент: госкомпании и крупнейший частный бизнес. Консалтинговое подразделение НОТА отвечает за построение и реализацию цифровых стратегий. В компанию входит также аналитическое агентство, проводящее отраслевые и специфические исследования цифровой индустрии. В портфолио НОТА модульная платформа для автоматизации продаж, маркетинга и клиентского сервиса T1 CRM, решение для автоматизации работы с задолженностями T1 CRM Collection, платформа для управления разработкой технологических продуктов Сфера, комплексное ИТ-решение для перехода в режим налогового мониторинга T1 EasyTax, HR-платформа AIR, платформа унифицированных коммуникаций Dion, платформа для проведения онлайн-совещаний Комитет Онлайн и экосистема продуктов в области информационной безопасности Т1 Watchman Security.

 

Похожие записи