Сбои в российских компаниях

По итогам 3 квартала 2024 года их количество выросло на четверть

Эксперты компании Монк Диджитал Лаб, специализирующейся на корпоративном ИТ-мониторинге, выявили, что в 3 квартале 2024 года произошло заметное увеличение числа сбоев в работе информационных систем и оборудования российских компаний. По данным специалистов компании, количество сбоев выросло на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для анализа были использованы данные клиентов Monq.

Основной причиной сбоев является уход с российского рынка иностранных вендоров, поставлявших оборудование и ПО, из-за чего прекратилась техническая поддержка и обновления, что негативно сказалось на работе используемых систем. Компании вынуждены эксплуатировать устаревшее оборудование и ПО, уязвимое к сбоям и кибератакам. Еще одной  причиной является использование непроверенных инструментов и самописного ПО. Стремясь заменить иностранные решения, многие компании начали разрабатывать собственные системы. Однако, спешка в разработке и внедрении новых инструментов привела к недостаточному уровню тестирования и проверки интеграции с существующими системами. Кроме того, самописное ПО часто не соответствует требованиям надежности и безопасности и становится источником сбоев и нестабильной работы.

Наибольшее количество сбоев в 3 квартале 2024 года было выявлено в телекоммуникационном секторе (28% инцидентов  от общего числа сбоев), ритейле (21%) и крупных промышленных холдингах (18%).

Телеком-компании столкнулись со сбоями из-за использования старого оборудования, для которого прекращена поддержка в связи с уходом иностранных вендоров. Вместе с иностранными поставщиками также ушли их проприетарные системы мониторинга, оставив компании без инструментов контроля и диагностики. Отсутствие мониторинга приводит к тому, что проблемы в сети не обнаруживаются своевременно, а значит их последствия становятся более серьезными и затрагивают большое число пользователей.

Ритейлеры также испытывали трудности из-за использования устаревшего оборудования и ПО без поддержки. Сбои в этой отрасли напрямую влияют на доступность товаров для потребителей и могут приводить к финансовым потерям.

Что касается промышленных предприятий, то отсутствие обновлений для критически важных систем и невозможность быстро заменить оборудование приводят к остановке производственных линий и серьезным экономическим последствиям.

В общем, основными последствиями сбоев являются финансовые потери, ухудшение репутации и проблемы с безопасностью. Простои, потеря данных и снижение производительности напрямую влияют на прибыль компаний. Кроме того, частые сбои подрывают доверие клиентов. Также стоит отметить, что уязвимости в системе могут быть использованы для кибератак.

Наибольший рост числа сбоев был выявлен в финансовой сфере, энергетическом секторе и логистической отрасли. В 3 квартале 2024 года количество сбоев в финансовой отрасли выросло на 36%: в энергетике на 18% и в логистической сфере на 14% по сравнению с 3 кварталом 2023 года.

“Рост числа сбоев в 3 квартале этого года является тревожным сигналом для всего рынка. Компании сталкиваются с новыми вызовами, обусловленными санкциями, уходом вендоров и необходимостью быстрого перехода на альтернативные решения, —  отмечает Николай Ганюшкин, управляющий партнер Монк Диджитал Лаб. — Однако все эти проблемы преодолимы, если придерживаться ряда правил. Нужно инвестировать только в проверенные решения и уделять больше внимания качественному тестированию и проверке совместимости новых систем с существующей инфраструктурой. Важно наладить сотрудничество с отечественными поставщиками ПО и оборудования, чтобы получить доступ к поддержке и обновлениям, адаптированным под российский рынок. Нужно создать резервные копии и планы восстановления, а также использовать современные системы мониторинга, чтобы своевременно обнаружить отклонения в работе систем”.

О компании

Монк Диджитал Лаб — российский разработчик решений в области ИТ-мониторинга, вендор универсальной программной платформы Monq для сбора, интеллектуального анализа данных и управления процессами. На базе платформы компания предлагает решения по корпоративному мониторингу и управлению инцидентами. Платформа позволяет эффективно управлять состоянием ИТ и бизнес-сервисов на всех уровнях, быстро и эффективно реагировать на аварии. Внесена в реестр отечественного ПО. Среди клиентов — ведущие компании из банковской сферы, госсектора, ритейла, телекома, страхования, сферы услуг, ТЭК, такие как X5, НЛМК, S7, Правительство Москвы, Биокад, KDL, Совкомбанк и другие. В числе партнеров и дистрибьюторов  — крупнейшие компании ИКТ-отрасли России Мерлион, Mont, OCS, ЛАНИТ, КРОК, Jet Infosystems, ИНЛАЙН ГРУП, Innostage, Т1 Интеграция, Softline и другие. Победитель конкурсов “Новатор Москвы”, Сколково SUV 2019. Активный участник ИТ-сообщества России АРПП, ЦКР Минцифры.

 

Похожие записи