Этические вопросы вокруг искусственного интеллекта, разнообразие мошеннических схем, климатические риски и ESG-повестка, изменения в работе маркетологов в отсутствие сторонних куки, а также новые корпоративные ценности, влияющие на работу команд, – с этими вызовами в текущем году будут сталкиваться организации из всех отраслей и по всему миру.
«Безусловно, есть и локальная специфика. К примеру, в России острая нехватка кадров, с одной стороны, ведет к созданию собственных школ для подготовки и переподготовки специалистов для работы с данными, а с другой стороны, у нас активно развивается концепция Citizen Data Scientist, когда компании внедряют инструменты искусственного интеллекта с демократичными интерфейсами, с которыми могут работать даже конечные пользователи», – комментирует Михаил Княжев, директор по развитию бизнеса SAS Россия/СНГ.
Этичный ИИ как новое конкурентное преимущество
ИИ распространяется повсеместно и постепенно становится привычным. Остается острым вопрос о сознании в пределах интеллекта и этические ограничения, с которыми имеет дело ИИ (расизм, распознавание лиц, равенство полов).
В Еврозоне уже предложили правила для регулирования ИИ-инициатив, которые призваны повысить надежность и прозрачность бизнес-моделей. В 2022 году внедрение ответственного и более этичного ИИ станет центральной частью стратегии и инноваций многих компаний и важнейшей темой в разговорах с клиентами. Компании, которые с самого начала интегрировали этичный ИИ в свои процессы, получат конкурентное преимущество.
Реальная ценность от ИИ приходит, когда мы развертываем модели и начинаем использовать их в бизнес-контексте, как следствие, обострится актуальность ModelOps-практики.
Мошенники используют уязвимости в цепочках поставок
Злоумышленники все чаще используют доверительные отношения компаний с их поставщиками для получения доступа к данным и для прямых хищений. Мошенничество в цепочках поставок не является чем-то новым, но оно станет серьезной проблемой во всем мире в 2022 году. Из-за пандемии стало меньше физических проверок запасов или торговых залов, предприятия снизили внимание к управлению рисками для цепочек поставок, и мошенники пользуются таким положением вещей. Аналитика будет стимулировать трансформацию цепочки поставок, поскольку она поддерживает повышенное внимание к процессам закупок, таким, как выявление сговоров на торгах и соблюдение контрактов.
Изменения климата и их влияние на экономику
Наводнение в Германии и Бельгии, лесные пожары в Греции, метели в Испании – 2021 год принес множество стихийных бедствий. В результате появился вопрос: как сделать будущее более устойчивым к подобным происшествиям, как себя обезопасить или хотя бы смягчить последствия?
Изменение климата оказывает серьезное влияние на процессы кредитования и инвестиции. 22 сентября 2021 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) опубликовал результаты первого в истории климатического стресс-теста, примененного к европейской экономике в целом и к банковскому сектору в частности. Вывод мрачный: изменение климата может вызвать потенциальный крах финансовой системы из-за эффекта домино, если крупный игрок рынка объявит дефолт.
В 2022 году новые требования к раскрытию информации о климате и устойчивости вступят в силу наряду со специальными нормативными актами о климатических рисках в банковской сфере. Как следствие, будут развиваться ESG-инициативы и проекты по декарбонизации. Это потребует обработки большого количества новых данных, разработки новых моделей, создания новых отчетов и запуска новых симуляций в соответствии с новыми сценариями будущего — для соблюдения новых нормативных требований и процессов стратегического планирования.
Пользовательский опыт и мир без куки
Быстрая цифровая трансформация в 2021 году привела к созданию гибридной модели взаимодействия с клиентами, которая меняет то, как бренды формируют, обеспечивают и корректируют клиентский опыт. Добавьте к этому потерю возможности работать со сторонними файлами cookie, и тогда маркетологи должны удвоить объем имеющихся у них данных. Как следствие, смелые и масштабные стратегии обработки данных выйдут на первый план.
«Умные технологии. Захватывающий опыт. Цифровое доверие. Автоматизация и доставка. COVID ускорил переход к экономике, основанной на цифровых технологиях, где потребители ожидают действительно индивидуализированного опыта — и все это поддерживается контекстными данными о клиентах. В 2022 году продвинутая аналитика (например, ИИ-модели) и автоматизированное принятие решений в маркетинге станут еще более важными для преобразования реактивного взаимодействия с клиентами в про-активное. А к 2030 году бренды, которые не пошли в этом направлении, останутся позади», — говорит Уилсон Радж, глобальный директор по клиентской аналитике SAS.
Curiosity@Work и новый подход к созданию гибкой рабочей среды
Специалисты по HR и управлению персоналом говорят, что мы уже не вернемся к миру, где люди постоянно работают в офисе. Гибкость в плане выбора места работы и гибкий график стали частью новой пост-ковидной реальности. Новым «цементом», который удерживает организации и объединяет людей становится любознательность. Она влияет на вовлеченность, на мотивацию сотрудников и даже на устойчивость бизнеса к разного рода потрясениям. В текущем году этот тренд усилится, и любознательность станет еще более искомым навыком, а умение ее взращивать в сотрудниках – важным качеством руководителей.
О компании
Компания SAS является признанным лидером в сфере решений для анализа данных и партнером по инновациям для более чем 70000 организаций по всему миру. Помимо программного обеспечения, компания предлагает полный спектр решений и услуг: консалтинг, внедрение, обучение и техническую поддержку.
В России и странах СНГ SAS работает с 1996 года. Здесь клиентами являются топ-10 российских банков, 10 страховых компаний, лидеры рынка розничной торговли, крупнейшие компании из телекоммуникационного и топливно-энергетического секторов, агропроизводители, государственные организации.