Георгий Воронков, аналитик Инвесткафе
Новость негативна как для поклонников целой эпохи IT-культуры, созданной благодаря творчеству Стива Джобса, так и для котировок Apple. «Надкусивший яблоко» Стив зарекомендовал себя, пожалуй, как лучший топ-менеджер IT-бизнеса. Он дважды выводил корпорацию Apple на пик капитализации: в первый раз в период 1997-2000 год (рыночная стоимость Apple выросла в 7,7 раза), во второй — это то, что мы наблюдаем сейчас, к 2011 году капитализация с 2002 года скакнула вверх в 54 (!) раза. Сейчас Apple самая дорогая IT-компания в мире, ее капитализация составляет $349 млрд. Для сравнения у Microsoft этот показатель находится на уровне $209 млрд, у Google — $169 млрд.
Отход Стива Джобса от управления корпорацией окажет мощное давление на ее котировки. Все помнят его уход из компании в 1985 году, который привел к фактической 12-летней стагнации ее бизнеса. Так что теперешняя отставка, вероятно, приведет к отступлению котировок Apple на 10-15% в течение ближайших трех месяцев. Между тем, Apple сейчас как никогда нужны все внутренние ресурсы для того, чтобы расширять свое присутствие на рынке планшетников и смартфонов. Планшетные компьютеры iPad сейчас самая быстрорастущая статья выручки для Apple: в 3-м финансовом квартале их было продано на 183% (!) больше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно 9,25 млн единиц. Близкую динамику показывают и продажи смартфонов iPhone, подскочившие на 142% (!), или до 20,3 млн штук по сравнению с предыдущим годом. Конкуренция со стороны азиатских производителей очень сильна, смартфоны с ОС Android уже заняли лидирующие позиции в отрасли, сбросив вниз недавнего безусловного лидера — Nokia и оттеснившие RIM, производящего BlackBerry.
Такая же острая борьба происходит и в сегменте планшетников – компании наперебой пытаются уличить друг друга в воровстве идей, чтобы через суд закрыть доступ конкурентам на ключевые рынки.
В этой ситуации менеджменту Apple фактически нельзя совершать ошибки и сбавлять набранный Стивом Джобсом темп — живым примером рынку является Nokia, потерявшая две трети своей капитализации за год из-за того, что не смогла адаптироваться к потребностям рынка.