57% интернет-пользователей, которые готовы платить за контент, не могут отличить легальный контент от нелегального
Два года назад Фонд «Общественное мнение» и журнал «Интернет в цифрах» проводили совместное исследование отношения пользователей Рунета к авторскому праву и пиратству. За два года многое изменилось, в первую очередь, появился первый «антипиратский» закон, который интернет-компании, в свою очередь, называют «закон против интернета». Под влиянием интернета индустрия развлечений сильно меняется: появляются новые модели монетизации, артистам уже не требуются посредники в виде корпораций, а бесплатное распространение постепенно становится нормой. Но готовы ли пользователи перейти на потребление легального контента?
По данным всероссийского опроса, проведенного Фондом Общественное мнение (ФОМ) в июне 2013, 62% интернет-пользователей не могут отличить легальный контент от нелегального. Даже среди тех, кто готов платить за легальный контент, этот показатель лишь немногим меньше: 57%. Причем, за два года, несмотря на антипиратские кампании, доля «неразборчивых» пользователей выросла на 7%. Причем на первое место в качестве признака легальности вышло качество: в сети стало больше легального бесплатного контента.
При этом 40% аудитории Рунета все еще не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети (два года назад – 43%). На сегодняшний день платить за легальный контент готов лишь каждый четвертый интернет-пользователь (25%). Остальные пока не определились: 36% опрошенных пользователей затруднились ответить на вопрос.
Среди мотивирующих факторов в пользу легального платного контента определяющими продолжают оставаться высокое качество (38%) и надежность, безопасность (17%). Заметно уменьшилась доля людей, считающих, что труд авторов должен оплачиваться (с 11 до 6%). В свою очередь, те, кто не готов платить за легальный контент, ссылаются на недостаток средств (35%) или считают, что «нет смысла платить за то, что можно найти бесплатно» (18%).
Но для легальных сервисов и правообладателей есть и хорошие новости. Для начала, растет потребление аудио и видео контента в интернете. Так, более чем две трети интернет-аудитории просматривали/прослушивали или скачивали медиа контент в Сети. Особенно интересно, что потребление более «тяжелого» видео популярнее, чем прослушивание или скачивание аудио, причем доля пользователей, скачивающих видео заметно упала (с 37 до 27%). Два года назад мы не задавали вопросы, касающиеся мобильных устройств – в этом году 11% аудитории Рунета скачивают для них контент.
Более 16 млн пользователей Рунета готовы платить за развлечения, а более 20 млн cчитают, что наиболее эффективным способом борьбы с пиратством являются легальные бесплатные сервисы. Этой аудитории достаточно, чтобы выстраивать и отрабатывать новые бизнес-схемы для распространения легального контента. Однако существующие практики этого потребления все еще лишены культуры соотнесения с авторскими правами: большая часть пользователей не имеет навыков определения легального и нелегального контента в интернете. Качество и удобство для них важнее, чем моральные или даже ценовые побуждения.
Несмотря на то, что почти половина пользователей сталкивалась в интернете с предупреждением, что использование, просмотр или скачивание аудио или видео запрещено правообладателем, только 19% считает это эффективной мерой по борьбе с пиратством. В то же время 12% считает, что с пиратством в сети бороться не нужно вовсе, — это бесполезно, дорого и вредно для свободы информации.
Более подробную инфографику можно посмотреть по ссылке