В любой отрасли технологическое обеспечение играет ведущую роль, и спутниковая связь – не исключение.
Существуют и свои особенности спутникового обеспечения для различных видов транспорта: от кораблей до автомобилей. Разбираемся, как связаны космические технологии с доступом в интернет и что мешает провести Wi-Fi в самолетах.
Космические технологии на подвижных объектах
Существует разделение между космическими технологиями для спутниковой связи, применяемыми на подвижных и неподвижных объектах. Можно говорить о том, что в первом случае технологическое развитие отрасли идет даже быстрее. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с «исчерпаемостью» рынка спутниковой связи для стационарных объектов – в отличие от транспортной системы. Но это не единственная причина. Спутниковая связь для подвижных объектов особенно актуальна для стран с обширной географией, с особенностями ландшафта и труднодоступностью отдаленных мест, – например, для России.
Рынок мобильной спутниковой связи и спутниковой связи на подвижных объектах довольно ограничен в том числе спецификой и высокой стоимостью оборудования. Кроме того, на разных объектах применяются совершенно разные решения и продукты. Если у компании есть продукты и для автотранспорта, и для железнодорожного транспорта, и для кораблей, то для каждого направления требуется отдельный определенный вид спутниковой связи — это большие вложения, ресурсы и знания, которыми надо грамотно оперировать.
«Для организации качественной связи на подвижных объектах больше подходят спутники на высокоэллиптической орбите, – рассказывает Алексей Величко, руководитель отдела продаж Konnect в России. – Они позволяют обеспечивать связью даже северные регионы, расположенные на широте выше 76º. Дело в том, что геостационарные спутники в северных широтах теряют свою эффективность. Это связано с труднодоступностью самого спутника, который находится на экваториальной орбите. Соответственно, на Севере всегда будут более востребованы низкоорбитальные или среднеорбитальные спутники».
Существуют определенные технологии, к примеру, Морской VSAT, которые могут применяться с использованием различных спутников. При этом стоимость таких решений вариативна и зависит в первую очередь от масштабности проекта и предъявляемых требований.
Каждому виду транспорта – своя связь
В сфере железнодорожного или речного транспорта пассажирам в первую очередь нужны комфортные условия. Некоторые организации, которые предоставляют услуги по обслуживанию этих типов транспорта и спутникового доступа, делятся по своей специфике. Кто-то специализируются только на речном транспорте, кто-то — только на автомобильном, а кто-то — на железнодорожном.
В авиации несколько сложней: в настоящий момент практически нет доступного оборудования для всех пользователей. Сейчас в самолетах интернет стоит дорого, так как там применяются другие технологии — сам канал связи доступный, однако оборудование требует серьезных затрат. Есть также логистические ограничения в перемещении самолета. Он может летать разными маршрутами и переходить из одной зоны видимости спутника в зону видимости другого спутника, то есть оборудование должно переключаться из одного диапазона в другой. Это технически осуществить пока сложно.
«Возможно, в некоторых странах есть региональные авиакомпании, которые самодостаточны с точки зрения финансового обеспечения, – продолжает Алексей Величко. – К примеру, в США авиакомпании выполняют одни и те же маршруты внутри страны и, соответственно, в пределах видимости одного спутника. У нас страна большая, и авиакомпании выполняют чаще всего рейсы по всей территории России. На данный момент ни один из бортов не может предоставить полное покрытие».
При этом спутниковая связь даже в этих отраслях используются с куда более масштабной целью, чем просто обеспечение комфорта: например, повышения безопасности. Данные, передаваемые в центры управления перевозками, позволяют контролировать движение и параметры состояния транспортных объектов, а значит, предвидеть и предотвратить возможную аварию. Так, спутниковые приемники позволяют обеспечивать безопасность движения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, а также предотвращать аварийные и предаварийные ситуации при движении поездов за счет их принудительной остановки.
Участие государства
Обеспечение безопасности в принципе является одной из важнейших целей, для достижения которой используется спутниковая связь, в том числе на подвижных объектах. Не случайно основные государственные заказчики в этой сфере – штабы по предотвращению чрезвычайных ситуаций или МЧС.
Основные требования, которые предъявляются в данном случае к спутниковой связи – возможность обеспечения голосового сообщения, факсимильной связи и передачи данных оперативным группам, находящимся в зоне чрезвычайных ситуаций со слаборазвитой сетью связи общего пользования или в условиях ее полного разрушения, а также обеспечение навигационного сопровождения и контроля состояния транспортных средств в ходе решения гуманитарных задач. Однако спутниковая связь в данных ситуациях требуется не только государству, но и, к примеру, СМИ для возможности выхода в прямой эфир с места событий.
«Спрос на эти услуги есть всегда – отмечает Алексей Величко. – Решения поставляют как западные, так и российские производители. К примеру, OneWeb – спутниковая телекоммуникационная система на этапе развертывания, представляющая одну из перспективных технологий низкоорбитальных спутниковых группировок на рынке связи, имеющую серьезную поддержку со стороны бизнеса, операторов и вендоров».
Перспективы развития
Перспективы развития космических технологий сейчас в первую очередь связаны с проектами федерального значения – например, Северным морским путем. Главная задача — создание универсального канала связи или же оборудования, которое будет совместимо с существующими технологиями.
Задача многих операторов — создать глобальную сеть подвижной связи, в которой вся работа осуществляется в едином мультивендорном пространстве. Это позволит использовать услуги спутниковой связи где угодно и при любых условиях. Большой шаг вперед – это сотрудничество операторов спутниковой связи с бизнесом, производителями, а также теми, кто создает новые спутниковые технологии. Именно это глобальное сотрудничество позволяет отрасли двигаться вперед.