В условиях продолжающейся трансформации отрасли на фоне стремительного развития технологий ключевым фактором успеха для операторов связи станет внедрение эффективных BSS/OSS-систем и инструментов монетизации.
Необходимость реализации новых способов получения дохода приведет к более качественному взаимодействию игроков мирового рынка телекоммуникаций.
В ответ на растущие ожидания абонентов и более жесткие требования бизнес-сообщества, чьи инициативы в сфере цифровых технологий невозможны без надежного доступа к услугам связи, операторы продолжают активную работу по трансформации бизнеса. Речь идет не только о развитии новых направлений деятельности, но и о смене самих подходов к работе. Бизнес современного оператора связи выходит далеко за рамки традиционного телекома: единственный способ увеличить выручку и добиться расположения абонентов сегодня — это дать им все, чего они хотят. Чтобы не уступить конкурентам, операторы должны научиться эффективно монетизировать новые услуги.
По мнению генерального директора Nexign Игоря Горькова, следующие пять технологических трендов будут определять развитие телеком-отрасли в 2020 году:
Раскрытие потенциала 5G: модели монетизации. В 2020 году во многих странах начнут работать сети пятого поколения. В этот раз ситуация на рынке будет развиваться совсем не так, как с появлением предшествующих поколений технологий мобильной связи. Теперь, когда инфраструктура достигла высокого уровня зрелости, основными факторами успеха в конкурентной борьбе для операторов связи станут не надежность соединения и зона покрытия, а улучшение пользовательского опыта и эффективные модели монетизации. В экстремальном сценарии для сокращения издержек и удержания инициативы работающие на одном рынке игроки объединят усилия, чтобы создать общую инфраструктуру 5G. Учитывая, что с технической точки зрения сети различных операторов почти не будут отличаться, им будет трудно сохранить свои позиции на рынке и добиться максимально быстрого возврата инвестиций без внедрения эффективных BSS/OSS-систем и инструментов монетизации.
eSIM как возможность перераспределить позиции на рынке. С появлением все большего числа потребительских устройств с поддержкой eSIM и повышением уровня осведомленности об этой новой технологии перейти из одной мобильной сети в другую можно будет так же просто, как переключиться на другую точку доступа WiFi. Усиление конкуренции заставит ведущих операторов повышать качество обслуживания и осваивать новые каналы предоставления услуг за счет интеграции с цифровыми торговыми площадками (digital marketplaces), готовыми к работе с eSIM. Для этого им необходимо будет обеспечить технические возможности подключения и использования eSIM. В противном случае они уступят игрокам, которые пока на вторых ролях, но не боятся использовать инновационные подходы и уже сейчас инвестируют в будущее.
Цифровая экология. Десятилетие назад произошла революция больших данных. А сегодня центры обработки данных по всей планете утопают в экзобайтах информации, которая практически никак не используется. Такое расточительство в использовании хранилищ грозит серьезными последствиями для окружающей среды. Поэтому операторы связи должны пересмотреть свои походы к сбору и обработке данных, чтобы перейти от бескрайних «озер данных» к более функциональным и экономичным решениям. Это позволит им одновременно и сократить издержки, и стать экологичнее.
Экономный Интернет вещей. Благодаря государственным и частным инициативам появляются миллиарды новых устройств, для работы которых требуется подключение к сетям связи. Операторы должны обеспечить этот массив низкобюджетных подключений, не жертвуя качеством услуг для абонентов. Ключевым фактором успеха в работе с умными устройствами станет внедрение на всех уровнях инфраструктуры новых технологий (например, NB-IoT и NIDD), позволяющих оптимизировать использование ресурсов.
Глобальные партнерские экосистемы. Поиск новых моделей монетизации приведет к тому, что оператором необходимо будет качественно сотрудничать с партнерами на глобальном уровне. Успешная реализация стратегии выстраивания отношений с другими компаниями внутри отрасли и за ее пределами будет зависеть от наличия эффективного стека технологий, обеспечивающего широкий набор возможностей для интеграции. Например, это могут быть децентрализованные площадки для предоставления услуг в международном роуминге или невидимая клиентам двусторонняя интеграция с контент-провайдерами и поставщиками финансовых услуг, гарантирующая совершенно новый уровень обслуживания абонентов.