Цифровизация аэропортов

«Рексофт Консалтинг», подразделение группы «Рексофт», отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг, выделила наиболее перспективные тренды цифрового развития аэропортов.

Ситуация в отрасли и задачи

Несмотря на геополитические факторы, пассажиропоток российских аэропортов продолжает восстанавливаться. Согласно официальной статистике Росавиации, с января по август 2023 года российские авиакомпании увеличили пассажиропоток на 13% год к году до 71 млн. чел.  При этом доля пассажиров, перевезенных на рейсах в обход Москвы, выросла до 42%.

 

Одновременно с этим в стране сейчас реализуется обширная программа по модернизации инфраструктуры аэропортов. В 2023 году будут модернизированы 14 объектов аэропортовой инфраструктуры, в 2024 году планируется построить или реконструировать 52 объекта. В 2025-2035 гг. планируется модернизировать более 110 объектов.

Приоритеты ИТ-стратегий аэропортов

Параллельно с программой модернизации инфраструктуры во всех аэропортах идет работа по созданию технологически независимых ИТ-систем. Ее задача – обеспечить бесперебойное функционирование транспортных узлов, относящихся к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) с одновременным совершенствованием ИТ-сервисов под современные задачи и вызовы. Государство активно включено в ИТ повестку отрасли. В 2022 году запущен ИЦК «Аэропорты», который возглавляет аэропорт «Шереметьево». В ИЦК входят представители заказчиков и ИТ-поставщиков отрасли. ИЦК предполагает создание объединенных команд для обмена опытом и уникальной отраслевой экспертизой между аэропортами и ИТ-поставщиками. И как результат – создание продуктов, решающих задачи аэропортов. Уже сейчас идет работа по созданию систем с применением современных ИТ-технологий, которые способны поддерживать сложную экосистему аэропортов.

Также российские аэропорты следуют мировым трендам информатизации отрасли. Согласно международному обзору SITA (Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques) за 2022 год, инвестиционными приоритетами аэропортов до 2025 года являются инвестиции в кибербезопасность (88% аэропортов), инвестиции в цифровизацию процессов взаимодействия с клиентами самообслуживания (88%), технологии анализа данных (BI-аналитика) (87%).

С точки зрения российских аэропортов важность развития кибербезопасности обусловлена все более объемным взаимодействием с государственными органами и персональными данными, а также стремительным ростом кибератак и иных угроз современного мира. По данным «РТК-Солар», число кибератак в РФ в первом квартале 2023 года выросло в полтора раза в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, до 290 тыс. При этом злоумышленники стали чаще прибегать к киберразведке, а атаки становятся все более изощренными.

Стремительная цифровизация общества, привычка российских граждан к качеству цифровых услуг в области государственных, финансовых, ритейл и развлекательных сервисов, а также появление задач по глубинной трансформации всего ИТ-ландшафта из-за геополитики дают российским аэропортам возможность одновременно изменить свой подход к автоматизации процессов самообслуживания и цифровых сервисов по улучшению клиентского опыта. Согласно исследованию Airport Service Quality, увеличение на 1% среднего показателя удовлетворенности пассажиров обеспечивает рост неавиационных доходов в среднем на 1,5 %.

Например, по данным одного из международных аэропортов, если пассажир ожидает на паспортном контроле до 10 мин., продажи в магазинах зоны Duty Free выше на 30-50 %, чем если бы ожидание в очереди длилось 30 мин.

Кирилл Малышев, директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг», говорит: «Удовлетворенность пассажиров, их клиентский опыт – один из ключевых драйверов роста доходов от неавиационной деятельности аэропортов. Поскольку существенная доля пассажиров принимает решение о покупке услуги/товара в “последнюю минуту”, важно обеспечить клиентский опыт, способствующий принятию решения в последний момент».

Третий тренд – развитие систем BI-аналитики, которые помогают отслеживать операционную эффективность транспортного узла через ключевые показатели работы цифровых сервисов. Этот тренд уже развивается в ряде крупнейших российских аэропортов. Такие проекты на базе объединения данных из различных систем ведутся в Шереметьево, Домодедово, Пулково.

Аэропорты генерируют огромное количество данных. При этом, согласно мировой статистике, крупные аэропорты отслеживают до 500 ключевых показателей эффективности каждый день. Это создает серьезную базу для повышения эффективности работы комплексов. Внедрение продвинутых технологий позволит обеспечить координацию информационных потоков, процессов, связанных с пассажирами (включая регистрацию на рейс, прохождение контроля, проверку и погрузку багажа и др.), воздушными судами (контроль воздушного трафика, обслуживание судов и др.), а также взаимодействием с многочисленными подрядчиками.

Единая платформа с микросервисной архитектурой как оптимальное решение для ИТ-развития

Фактически аэропорты сегодня являются сложной экосистемой, в которой связаны внутренние бизнес-процессы, взаимодействие с пассажирами, авиакомпаниями, подрядчиками, партнерами и государственными службами.  Для работы комплексной системы сквозных процессов со множеством участников требуется организация комплексного ИТ-ландшафта.

Учитывая рост пассажиропотока, рост числа ИТ-сервисов и кратное увеличение объема передаваемых данных, «монолитные» решения больше не смогут обеспечить стабильную и надежную работу. Решением, апробированным в других отраслях экономики, становятся платформы, использующие архитектуру микросервисов.

Микросервисный вариант ИТ-архитектуры наиболее эффективен в условиях непрерывного развития систем, вызванного оперативной реакцией на запросы потребителей. Модульная структура платформ позволит аэропортам различного масштаба «подключать» только необходимые для текущих задач продукты. ИТ-партнеры смогут обеспечивать «бесшовное» расширение платформы новыми сервисами и масштабирование существующих для покрытия растущих потребностей аэропортов.

Кирилл Малышев, директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг», подчеркивает: «Аэропорт – сложная система, состоящая из большого числа элементов и участников (цифровые сервисы, пассажиры, партнеры, государственные службы, инфраструктура, воздушные суда и др.). Для обеспечения эффективной работы этого механизма необходимо обеспечить координацию всех элементов и процессов в режиме реального времени. Единая цифровая экосистема на базе микросервисной ИТ-платформы также позволит постоянно дорабатывать цифровые сервисы для клиентов и партнеров, подключать новых участников в экосистему и быстро масштабировать реализованные решения».

О компании

«Рексофт Консалтинг» — подразделение в Группе «Рексофт», отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг.

Эксперты «Рексофт Консалтинг» участвуют в формировании стратегий роста и выхода на новые рынки для ведущих иностранных и российских компаний в ключевых индустриях экономики, таких как производство потребительских товаров и услуг, ритейл, автомобильная, сельскохозяйственная, металлургическая, нефтегазовая, банковская, страховая и т.д.

Команда «Рексофт Консалтинг» обладает большим опытом трансформации бизнеса от разработки стратегии и операционной модели до внедрения изменений, существенным опытом в сфере организации цепочек поставок, планирования, имеет компетенции в области бизнес- и технологического консалтинга, построении систем управления данными и продвинутой аналитики.

Похожие записи