После отстройки всех процессов платформы смогут стать драйвером роста конкурентноспособности на финансовом рынке.
Управляющий партнёр консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева анализирует риски, связанные с новым сегментом в части налогообложения для юридических лиц.
В июле был принят закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Центробанк не исключил, что уже в этом году на аккредитованных маркетплейсах станут доступны различные финансовые услуги. На первых порах среди них, страхование, депозиты, ценными бумагами.
Платформы могут изменить привычную расстановку сил на рынке. Любой банк, страховая организация, финтех компания независимо от места нахождения и масштаба теперь смогут наравне с лидерами рынка предлагать свои услуги через финансовые платформы. Клиенту намного эффективней прийти к такому посреднику и получить лучшие условия по финансовому продукту, например, кредиту, чем, обходить несколько банков.
Такой подход отвечает современным требованиям клиентского опыта. Уникальность продукта, известность бренда, рекламный бюджет больше не являются ключевым фактором рыночной конкуренции. Приоритетным становится качество сервиса и быстрота его предоставления в совокупности с идеальным клиентским путем.
В последние несколько лет финансовые институты активно отстраивали свои экосистемы, переходили в цифру. Закон просто стал еще одним тревожным сигналом для классических банков и страховых компаний. Сейчас процессы цифровизации, появления новых платформ и сервисов скорее всего просто усилятся.
Возможно, это подстегнет инвесторов к покупке активов, которое ранее оценивались как рискованные. Финансовые институты будут уделять повышенное внимание оптимизации расходов и созданию собственного маркетплейса услуг. Появятся новые игроки из числа ИТ компаний, которые предоставят клиенту финансовые услуги, сами не являясь банками или страховыми организациями.
Как все это может отразиться на налоговой дисциплине игроков рынка?
В работе маркетплейсов нередки случаи, когда договор между торговой площадкой и поставщиком признается фиктивным и, по мнению ФНС, используется для ухода от налогов. Не исключено, что некоторые банки, особенно частные, попытаются создать финансовые платформы, которые будут подконтрольны им де-факто. Такие платформы могут использоваться для налоговой оптимизации. Появится новая почва для споров и конфликтов между фискальными органами и банками.
Потребителем финансовых услуг, предоставляемых на онлайн-платформах, может быть исключительно физическое лицо. Юридическое лицо не сможет приобрести через маркетплейс ценные бумаги, а предприниматель не сумеет открыть счет для обслуживания своей бизнес-деятельности. Вместе с тем, у государства появится новый косвенный метод контроля за бизнесом. В первую очередь тем, который работает в «серой зоне». Ведь если предприниматель, чья прибыль на бумаге не так высока, в роли физического лица вдруг начнет делать большие вклады на депозит или закупать ценные бумаги на серьезную сумму, маркетплейс облегчит сбор информации о таких сделках. И бизнес, которым владеет предприниматель, может оказаться объектом усиленных проверок со стороны налоговой.
О планах государства на строгий контроль сферы финансовых платформ свидетельствует и статья 10 ФЗ от 20 июля 2020 года. Учредителем оператора таких платформ с пакетом более 10% не может стать юридическое лицо, зарегистрированное в оффшорах, а также филиал или «дочка» такого юридического лица.