ПАО «ВымпелКом» (билайн) совершенствует подход к защите абонентов от мошеннических действий.
Для этого компания запускает новые сервисы для обеспечения безопасности клиентов в партнерстве с крупными банками, онлайн площадками и профильными компаниями по информационной безопасности.
По данным ЦБ, с помощью социальной инженерии мошенники только в 3Q 2023 года выманили у россиян более 3,5 млрд рублей. Чтобы найти одну жертву мошенники обзванивают сотни людей. Для защиты абонентов билайн начал развивать не только классические подходы по обеспечению безопасности своего периметра, но и в партнерстве с другими компаниями защищать клиентов, на которых только начинается мошенническая атака или которые уже находятся под влиянием мошенников. Благодаря такому подходу в ноябре удалось защитить от влияния злоумышленников более 39 тыс. клиентов. А в результате одной из самых интенсивных атак компания смогла отбить 2994 попытки мошенника дозвониться клиенту.
Во время звонка мошенника билайн с помощью интеллектуальной системы мониторинга выявляет угрозу и во время «атаки» ограничивает входящую голосовую связь и связь через мессенджеры потенциальной жертвы. В то же время клиенту направляется смс и push-уведомления о том, что в данный момент на него совершается атака злоумышленника. Далее постепенно восстанавливается входящая связь из верифицированных каналов и блокируются звонки с номеров, которые наша антифрод-система определяет как мошеннические.
Очевидно, что мошенники обычно нацелены на деньги клиента, и мобильная связь в этом случае выступает способом коммуникации с ним. Поэтому для эффективной защиты необходимо воспринимать клиента не только в качестве пользователя мобильной связи, но также услуг от цифровых бизнесов, банков и государственных сервисов. Иными словами, в компании приняли решение объединить усилия с крупнейшими игроками финансового рынка, государственными и цифровыми сервисами не только для комплексной защиты клиента от спама или мошенничества, но и для сохранности его денег, а также профиля на госуслугах.
При контакте мошенника с жертвой оператор связи на своей стороне информирует и защищает клиента, а также предупреждает банк о начавшейся атаке. В свою очередь, банк подключается на стадии вывода денег. На практике последовательность может быть любой. Иногда банк может раньше выявить подготовку к мошенничеству и информировать оператора связи об этом. Важным является доступность информации о потенциальных жертвах для всех банков и всех операторов, так как клиент может прийти за кредитом в другой банк или к другому оператору за новой SIM картой.
Александр Торбахов, генеральный директор ПАО «ВымпелКом», говорит: «Наверное, я не сильно ошибусь, если скажу, что все мы перестали брать незнакомые номера, потому что, скорее всего, там звонят мошенники или спамеры. Решить такую масштабную проблему в одиночку невозможно, это иллюзия. Поэтому мы начали кооперироваться со всеми нашими коллегами, которых иногда называют конкурентами. Мы пошли во все большие банки, госведомства, к кибербезопасникам в лице «Касперского» и так далее. С каждым из них сейчас строится система взаимодействия, потому что решить проблему спама и мошенничества можно только в партнерстве, создавая систему обмена информацией, систему взаимодействия, в том числе в онлайн-формате. В частности, наш продукт «Этикетка» — это то, что может помочь решить проблему с помощью телеком-технологий. Чтобы у клиентов не отображались непонятные семь цифр, а было написано название магазина, из которого он сам делал заказ, например OZON. И мы берем на себя ответственность за то, что это не мошенник подставил слово «OZON», а это сделали мы. Мы будем двигать рынок к тому, чтобы вообще не было неопознанных звонков».